Эксперты: система госзакупок требует кардинальной перестройки в соответствии с новыми экономическими условиями

20 Июля 2022

ИНТЕРФАКС - Контрактная система (включая, как госзакупки, так и закупки госкомпаний) требует кардинального обновления в соответствии с новыми геополитическими и экономическими условиями, заявила руководитель направления "Контрактная деятельность и комплаенс-стандарты" Фонда "Центр стратегических разработок" Ольга Анчишкина в ходе круглого стола "Контрактная система на новом историческом этапе", организованного группой "Интерфакс" совместно с НИИ Конфликтологии в рамках проекта "Жизнь под санкциями".


"Иностранные государства, чей совокупный ВВП составляет 44% от мирового ВВП, приняли более 10 тыс. антироссийских санкций, включая санкции 2-го и 3-го уровня (затрагивают цепочки кооперации), что уже затруднило функционирование снабжения и поставок, - сказала Анчишкина. - Базовые принципы контрактной системы (прозрачность и открытость закупочных процессов) в такой ситуации перестают работать - она (контрактная система - ИФ), была оптимальной для прежних условий, а в нынешних условиях требуются другие инструменты".


Согласно ее словам, структура и механизмы контрактной системы направлены на борьбу с коррупцией, развитие конкуренции. Однако в условиях антироссийских санкций все больше закупочной информации закрывается. Требуются новые инструменты привлечения поставщиков, развития рынков, предотвращения завышения цен или демпинга.


"Прежняя конструкция контрактной системы всецело полагалась на то, что закупочные процедуры будут работать и обеспечивать конкуренцию, - добавила Анчишкина. - Но сейчас преобладают закупки у едпоставщика - с 2017 по 2021 год доля несостоявшихся закупок выросло с 33% до 60%. При этом по результатам большей части несостоявшихся закупок заключаются контракты с едпоставщиками".


Эксперты также отметили, что в к настоящему времени перестали или перестают работать другие инструменты, входящие в состав контрактной системы. В особенности, механизм твердого, неизменного контракта.


"Исходили из того, что он (контракт, его условия) твердый, неизменный, - отметила Анчишкина. - В текущих условиях этого требовать нельзя из-за сильной волатильности в экономике, возникновения срочных потребностей в дополнительных товарах и услугах, изменения технологических требований. Причем, непредсказуемых".


Кроме того, Анчишкина считает, что действующая структура контрактной системы не позволяет решать государственные задачи (например, импортозамещение) в условиях дефицита на отдельных рынках, необходимости проведения последовательной, а не одномоментной политики увеличения доли российской продукции.


"Сейчас примерно 120 тыс. госзаказчиков, и каждый сам в отдельности решает задачи в закупках, - отметила Анчишкина. - С точки зрения обеспечения государственных нужд, их действия хаотичны. Необходима консолидация спроса, его оптимизация и обновление, достижение баланса между спросом и предложением. Вероятно, нужна структура, возможно, федеральный орган власти, уполномоченный на согласование интересов заказчиков, потребителей и производителей, поставщиков, на формирование консолидированного спроса государства".


Такая структура могла бы определить параметры рамочных контрактов на закупку тех или иных товаров, собрать соответствующие им предложения поставщиков в одном "электронном магазине", где заказчики закупали бы товары в один клик, без дополнительных процедур. Такая структура "способна проводить сильную политику импортозамещения и последовательного повышения требований к отечественному производителю".


"Это был бы супермолл для госзаказчиков", - подчеркнула Анчишкина.