Типичные нарушения в закупках во втором полугодии 2021 г. были названы Федеральным казначейством

04 Августа 2022

В письме Федерального казначейства от 08.06.2022 № 07-04-05/21-13889 «О направлении Обзора недостатков и нарушений» приводится информация о выявленных ведомством во втором полугодии 2021 г. недостатках и нарушениях в финансово-бюджетной сфере.


Обнаружены системные и систематические нарушения при планировании и проведении закупок для федеральных нужд  .


В числе главных системных нарушений при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – использование информации о цене услуг, содержащейся в неисполненных госконтрактах или полученной по запросу от исполнителей, не осуществляющих оказание идентичных и однородных услуг, планируемых к закупке.


Кроме того, заказчики нарушали порядок обоснования НМЦК по закупкам лекарств:


● некорректный расчет средневзвешенной цены единицы планируемого к закупке препарата;

● неприменение цены, установленной в Государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

● неприменение минимального значения цены за единицу планируемого к закупке лекарства.

Среди систематических нарушений выделены три:


● НМЦК по закупке на выполнение строительно-монтажных работ определена на основании проектной документации, составленной с нарушением методик и сметных нормативов, что привело к завышению НМЦК;

● НМЦК закупки определена с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг, содержащейся в исполненных контрактах, с применением необоснованного коэффициента пересчета цен товаров;

● поставленные товары не используются в целях осуществления закупки (например, закупленное оборудование находится в упакованном виде и не используется по назначению


Федеральное казначейство выявило формирующуюся практику по обходу заказчиками требований законодательства при осуществлении закупок лекарств, где предмет контракта определяется как «оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами», в то время как по существу обязательства являются поставкой товара. При этом более 90% стоимости контракта составляет именно поставка лекарств, а оказание услуг по хранению, учету, доставке, отпуску являются сопутствующими к поставке.


Еще одно распространенное нарушение – изменение условий контрактов, хотя эта возможность не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе:


● увеличение сроков исполнения контракта по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе;

● в контракт внесено изначально не предусмотренное условие об авансировании;

● увеличение цены контракта без соблюдения требования о пропорциональности такого увеличения увеличению объема работ.