Топ-5 наиболее распространенных вопросов об имущественных торгах по 178-ФЗ

2022-06-01 17:23:18

Специалисты первого сервиса по поиску и покупке государственной недвижимости bidexpert подготовили для вас подборку наиболее распространенных вопросов и ответов на них, об имущественных торгах по 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

1.Кто может быть организатором торгов? Может ли нести функцию организатора какое-либо учреждение регионального или муниципального уровня? 

Согласно пункту 3 статьи 6 178-ФЗ: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют функции по продаже соответственно государственного и муниципального имущества, а также своими решениями поручают юридическим лицам, указанным в подпункте 8.1 пункта 1 настоящей статьи, организовывать от имени собственника в установленном порядке продажу приватизируемого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и (или) осуществлять функции продавца такого имущества». 

В подпункте 8.1 пункта 1 статьи 3 указано, что  утвержден перечень организаций, которые могут организовывать продажу имущества от федеральных продавцов (Перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца, Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. N 1874-р). В настоящее время  данный перечень и его редакция не позволяют применять его при продаже муниципального и регионального имущества. Поэтому, пока не будет уточнен перечень или порядок отбора лиц, которые могут быть продавцами на муниципальном и региональном уровне, передать полномочия нельзя. Также нельзя проводить процедуру по отбору продавца. Так, органы власти могут передать полномочия по продаже на иные органы власти в рамках региональных и местных администраций, но не на иные виды юридических лиц. 

2. Что необходимо сделать продавцу, чтобы отменить или перенести процедуру по 178-ФЗ и возможно ли это сделать?

Законом перенос или отмена не запрещены. Также возможно внесение изменений в информационное сообщение о проведении торгов. Однако ни в 178-ФЗ, ни в подзаконных актах не указано, что нужно сделать продавцу. В этой связи, необходимо руководствоваться Гражданским Кодексом РФ (статья 448, часть 4): вносить изменения в информационное сообщение не позднее, чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, и продлевать сроки приема на 30 дней.

Также эту норму можно применить при отмене процедуры. Для этого, при проведении аукциона следует заложить не менее 3 дней между датой публикации протокола о рассмотрении заявок и признании претендентов участниками аукциона и датой проведения непосредственно торгов по аукциону. При наличии необходимости, продавец сможет отказаться от проведения процедуры, по которой уже прошел этап приема заявок. 

Также продавцу необходимо руководствоваться здравым смыслом и опираться на антимонопольное законодательство: если в информационное сообщение внесены изменения, а уже есть заявки на торги, то участников, подавших заявки, продавец должен уведомить о том, что в документацию по процедуре внесены изменения. Таким образом, все участники будут в равных условиях. Далее заявители сами решают, отзывать им заявки или нет. 

В случае отзыва заявок продавец обязан вернуть задатки. При размещении задатков на счетах продавцов они делают это самостоятельно, при размещении на лицевых счетах участников на ЭТП электронная площадка разблокирует средства автоматически по факту отзыва заявки.

 3.Как проверить, что претендент внес задаток на ЭТП? Существует ли гарантия, что, в случае размещения обеспечения заявок на счетах претендентов на ЭТП, они действительно будут обеспечены? 

В п.14 ПП РФ 860 написано: «Информационное сообщение о проведении аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом о приватизации, должно содержать условия о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, порядке возвращения задатка, реквизиты счета, а также указание на то, что такие условия являются условиями публичной оферты в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке».

Претендент, подавая заявку, должен ее также обеспечить задатком. Оба условия являются основанием для присоединения к публичной оферте. ЭТП проверяет выполнение этих условий, и, при отсутствии средств на лицевых счетах, не осуществляет допуск претендентов до процедуры.   

Также в ПП РФ №860 в п.4: «з) продавец заключает с претендентом договоры о задатке», это вызывает вопросы продавцов имущества «Какие реквизиты поступления задатка указывать в договоре?». Ответ также находится в п.14: подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке.

4.Может ли продавец публиковать процедуру только на https://torgi.gov.ru/, не дублируя на ЭТП?  

В рамках 178-ФЗ, а также при проведении торгов по Приказу ФАС №67 в электронной форме – не может. Но, стоит отметить, если это отдельные специализированные виды торгов (недра, ресурсы, земля и т.д.), которые могут быть осуществлены на бумаге, то на ЭТП они не появятся. 

5.Есть ли информация от том, когда будет реализована интеграция электронных площадок с https://torgi.gov.ru

В планах законодателей есть задача по доработке и развитию функционала сайта. В настоящее время интеграции нет.