Минэкономики России уточнило условия выращивания госкомпаниями подрядчиков в МСП  секторе 

26 Мая 2022

Минэкономики подготовило поправки к законопроекту, разрешающему госкомпаниям «выращивать» контрагентов из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Согласно поправкам, госкомпании сами определят форму и размер обязательств малого бизнеса перед заказчиком — поскольку «крупный бизнес самостоятельно финансирует программы развития», отмечают в Минэкономики. ГосАО имеет возможность  утверждать и финансировать программы развития МСП — от информационной до финансовой поддержки.Закупки госкомпаний у таких поставщиков должны быть конкурентными, без преференций
Поправки к законопроекту обсуждались с крупнейшими заказчиками, такими как: «Автодор»,«РусГидро»,«Ростех»,«Росатом», ВЭБ.РФ,«Ростелеком», РЖД,, «Россети».При рассмотрении проекта в первом чтении депутаты сообщили о возможной легализации практики контрактации госкомпаний с аффилированными лицами — «выращенные» сторонние МСП не были обязаны участвовать в закупках.


А также, те, кто не выполняет условия соглашения о «выращивании» (помимо участия в торгах это и обязательства по модернизации), попадут в специальный реестр Корпорации МСП и не смогут в будущем участвовать в программах развития. Одновременно документ прямо содержит требование об отсутствии аффилированности между заказчиком и участником программы «выращивания» на момент подписания соглашения.


Поправки Минэкономики могут снизить риски аффилированных закупок — этому будут способствовать и параллельные инициативы правительства по устранению как конфликта интересов в закупках, так и невидимых сейчас для государства закупок у взаимозависимых лиц (около трети всех закупок госАО в 11 трлн руб.). Эксперты ранее отмечали, что для борьбы с аффилированностью необходим системный подход — как  повышение прозрачности госзаказа, так и корректировка законодательства о конфликте интересов. Пока на рынке сильна система неформальных договоренностей, а данные о закупках публикуются все меньше из-за санкций — у госАО остается пространство для маневра и поиска лазеек.


В Минэкономики ранее отмечали, что крупные заказчики сами заинтересованы в создании новых поставщиков, способных выполнять их заказы. Потребность в них объясняется требованиями нацпроекта по МСП — закупки у них к 2024 году должны достичь 5 трлн руб. и 25% подрядов госАО, «что потребует увеличения количества технологически готовых МСП-поставщиков», отмечают в ведомстве.
Программы «выращивания» предлагается сфокусировать на замещении импорта — таким образом, одним из условий должна быть локализация производства в РФ.


Альтернативой может быть использование инноваций при производстве товаров и услуг. «Этот механизм сейчас особенно актуален, так как заказчикам нужно оперативно замещать ушедшие с Российского рынка иностранные компании, а предпринимателям — понимать текущие потребности»,— поясняет “Ъ” гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич. По его словам, заявки на «выращивание» будут подаваться через цифровую платформу МСП.РФ — уже поступили заявки от 21 заказчика, разместивших запрос по 3,5 тыс. номенклатурных позиций выпускаемых товаров. «Малый и средний бизнес может с ним ознакомиться и подать заявку. За три недели уже получены первые 16 заявок от предпринимателей»,— разъясняет господин Исаевич. В целом же, по данным Корпорации МСП, на конец мая объём закупок госАО у МСП превысил 1,4 трлн руб.