Минфин планирует оценить влияние импортозамещения и контрсанкций на закупки госкомпаний

21 Сентября

Как выяснил "Коммерсантъ", Минфин просит Белый дом скорректировать «закупочные» директивы госкомпаниям в соответствии с новыми требованиями импортозамещения и контрсанкций. Письмо об этом замглавы Минфина Алексей Лавров направил в правительство 30 августа.

 Речь идет о директивах правительства от 20 февраля 2019 года №1519п-П13. В соответствии с ними госкомпаниям в программах по повышению качества управления необходимо рассчитывать при закупках показатели конкурентных закупок и закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Директивный метод должен повысить экономическую эффективность закупочной деятельности и расширить доступ малого бизнеса к закупкам госкомпаний.


Сейчас, как сообщает ведомство, указанных показателей недостаточно — директивы не учитывают изменения в регулировании: корректировку определения неконкурентной закупки, введенные квоты закупок отечественной продукции и другие протекционистские меры.


Кроме того, не учтены и контрсанкционные механизмы для снижения рисков «вторичных санкций» — возможность госАО засекречивать данные о своих закупках и не публиковать их в Единой информационной системе в сфере госзакупок (ЕИС). Господин Лавров в письме напоминает, что для выполнения требований правительства заказчики проводят неконкурентные закупки — в результате некоторые заказчики закупаются только в рамках неконкурентных процедур.


В Росимуществе ранее отмечали предпочтительность нормативного подхода в управлении госкомпаниями. Между тем директивы должны были стать механизмом ручного управления при отсутствии системного регулирования. Так, например, директивы потребовались для стимулирования и принуждения госкомпаний к импортозамещению — выполнению требований к отчетности о выполнении квот и возможности проводить закупки у единственного поставщика.


Минфин предлагает учесть нововведения и в новых директивах отказаться от оценки эффективности исключительно по данным состояния конкуренции — она де-факто нерелевантна в условиях, когда государство само стимулирует госАО к неконкурентным закупкам.


Госкомпаниям предлагается отчитываться о доле закупок у единственного поставщика относительно всего объема закупок и отдельно — неконкурентных закупок. Отметим, что новый подход может способствовать появлению у Минфина пропавших данных о закупочной деятельности госкомпаний: после весенних послаблений и появления у госАО возможности не публиковать в ЕИС данные о своих закупках во избежание рисков вторичных санкций, из-за этого государство потеряло данные о половине закупок госкомпаний.


В Минфине отрицают связь между уточнением директивы и закрытием информации о закупках госАО. Ранее в ведомстве обещали с апреля 2023 года вернуть все выпавшие закупки в закрытый контур ЕИС. В Минфине не разъяснили, как разбивка показателей на конкурентные и неконкурентные закупки с обособлением закупок у единственного поставщика может способствовать повышению эффективности или прозрачности выполнения закупочных программ и требований государства.