Комплаенс в закупках — это мероприятия, которые проводит заказчик для снижения количества нарушений и предупреждения санкций и штрафов от контролирующих органов.
Как выстроить работу комплаенс-системы
Слово «комплаенс» переводится с бизнес-английского как «контроль за соблюдением установленных требований». Это проявляется в госзакупках через систему внутренних и внешних контрольных мероприятий. Проверке подлежат соответствие действий заказчика законодательным требованиям, количество и уровень нарушений. Каждый заказчик обязан стремиться к минимизации рисков и противодействию коррупции.
Комплаенс-система работает в закупках так: Ответственный специалист выявляет зону рисков. Проводится оптимизация заказов. Улучшению подлежат все этапы закупочной деятельности, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением и расчетами по контракту. Определяются критерии отбора исполнителей.
Закупки осуществляются только в ЕИС и на лицензированных торговых площадках. Во время подготовки документации применяются государственные информационные системы.
Какие существуют риски для компаний
Не нарушать законодательство - это главное правило госзакупок. Такие как 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ о защите конкуренции. Помогает в этом четкая система самоконтроля. Классификация комплаенс-рисков в закупках делится по группам:
Финансовые потери.
Штрафные санкции,недоимки, пени,
упущенная выгода.
Репутационные.
Если исполнитель по итогам закупки попадет в Реестр недобросовестных поставщиков, его репутация ухудшается. Заказчики всегда обращают внимание на РНП.
Административные. Это ограничения. Приостановление деятельности до момента, пока нарушитель не исправит ошибки. Привлечение к уголовной ответственности. Есть нарушения закупочного законодательства, за которое привлекают по статье УК РФ. Например, злоупотребление в сфере госзакупок .
Кадровые. Увольнение сотрудников на ответственных должностях за нарушения.
Как минимизировать риски при заключении госконтрактов
Только в случае хорошо организованной системы внутреннего аудита возможна минимизация рисков. Заказчик организовывает комплаенс, и риски в закупочной деятельности снижаются за счет эффективной оценки деятельности всей закупочной системы.
При подготовке и введении контрольной системы советуем обратиться к Методическим рекомендациям из Распоряжения Правительства №2258-р от 18.10.2018.
Как же организации-заказчику реализовать комплаенс?
Выберите работника, ответственного за проведение контрольных мероприятий.
Подготовьте положение о контроле.
Разработайте методику определения рисков. Утвердите комплекс мероприятий, направленных на их минимизацию.
Направьте сотрудникам уведомления о введении новой системы.
Проанализируйте порядок проведения госзакупок, действующий в организации. В результате анализа вы обнаружите необоснованное завышение цен, дефицит закупочного бюджета, ошибки и нарушения .
Разработайте варианты преодоления кризисных моментов.
Определите, что поможет повысить эффективность государственного заказа, снизить риски и избавиться от нарушений.
Примените комплаенс-систему на практике.
Оцените результативность контрольных мер.
Проводите анализ по тем проблемам и нарушениям, которые выявили при подготовке новой системы контроля.
Если антимонопольная служба проводила проверку в отношении заказчика, он предоставляет специалисту разработанное и утвержденное положение об организации системы внутреннего контроля . ФАС изучит положение и вынесет заключение о порядке работы заказчика и ее соответствии нормам антимонопольного законодательства.