Что такое комплаенс в закупках?

22 Сентября

Комплаенс в закупках — это мероприятия, которые проводит заказчик для снижения количества нарушений и предупреждения санкций и штрафов от контролирующих органов. 


Как выстроить работу комплаенс-системы  


Слово «комплаенс» переводится с бизнес-английского как «контроль за соблюдением установленных требований».  Это проявляется в госзакупках через систему внутренних и внешних контрольных мероприятий. Проверке подлежат соответствие действий заказчика законодательным требованиям, количество и уровень нарушений. Каждый заказчик обязан стремиться к минимизации рисков и противодействию коррупции. 


Комплаенс-система работает в закупках так: Ответственный специалист выявляет зону рисков. Проводится оптимизация заказов. Улучшению подлежат все этапы закупочной деятельности, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением и расчетами по контракту. Определяются критерии отбора исполнителей. 


Закупки осуществляются только в ЕИС и на лицензированных торговых площадках. Во время подготовки документации применяются государственные информационные системы. 


Какие существуют риски для компаний 


Не нарушать законодательство  - это главное правило госзакупок. Такие как 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ о защите конкуренции. Помогает в этом четкая система самоконтроля. Классификация комплаенс-рисков в закупках делится по группам: 

  • Финансовые потери. 

  • Штрафные санкции,недоимки, пени, 

упущенная выгода. 

  • Репутационные. 

Если исполнитель по итогам закупки попадет в Реестр недобросовестных поставщиков, его репутация ухудшается. Заказчики всегда обращают внимание на РНП. 

  • Административные. Это ограничения. Приостановление деятельности до момента, пока нарушитель не исправит ошибки. Привлечение к уголовной ответственности. Есть нарушения закупочного законодательства, за которое привлекают по статье УК РФ. Например, злоупотребление в сфере госзакупок .

  •  Кадровые. Увольнение сотрудников на ответственных должностях за нарушения. 


Как минимизировать риски при заключении госконтрактов 

Только в случае хорошо организованной системы внутреннего аудита возможна минимизация рисков. Заказчик организовывает комплаенс, и риски в закупочной деятельности снижаются за счет эффективной оценки деятельности всей закупочной системы. 


При подготовке и введении контрольной системы советуем обратиться к  Методическим рекомендациям из Распоряжения Правительства №2258-р от 18.10.2018.


 Как же организации-заказчику реализовать комплаенс?


  1. Выберите работника, ответственного за проведение контрольных мероприятий. 

  2. Подготовьте положение о контроле. 

  3. Разработайте методику определения рисков. Утвердите комплекс мероприятий, направленных на их минимизацию. 

  4. Направьте сотрудникам уведомления о введении новой системы. 

  5. Проанализируйте порядок проведения госзакупок, действующий в организации. В результате анализа  вы обнаружите необоснованное завышение цен, дефицит закупочного бюджета, ошибки и нарушения . 

  6. Разработайте варианты преодоления кризисных моментов. 

  7. Определите, что поможет повысить эффективность государственного заказа, снизить риски и избавиться от нарушений. 

  8. Примените комплаенс-систему на практике. 

  9. Оцените результативность контрольных мер.

  10.  Проводите анализ по тем проблемам и нарушениям, которые выявили при подготовке новой системы контроля. 


Если антимонопольная служба проводила проверку в отношении заказчика, он предоставляет специалисту разработанное и утвержденное положение об организации системы внутреннего контроля . ФАС изучит положение и вынесет заключение о порядке работы заказчика и ее соответствии нормам антимонопольного законодательства.