Минфин в борьбе с конфликтом интересов

25 Мая

Госдума одобрила во втором чтении поправки в закупочное законодательство, направленные на устранение конфликта интересов при закупках государства (ФЗ-44) и госкомпаний (ФЗ-223).


Документ вводит ограничения на участие аффилированных лиц в конкурсных комиссиях и новые требования к участникам закупок для предотвращения возможного конфликта интересов.

В законе N 44-ФЗ уже есть перечень предполагаемых участников конфликта интересов. Этот список уточнят.


Планируется, что поправки  вступят в силу с 1 июля 2022.


Предотвращать нарушения должны руководители заказчика и контрактной службы, контрактный управляющий, а также члены конкурсной комиссии. Допуск в комиссии ограничен для: акционеров и кредиторов контрагентов, а также физлиц с личной заинтересованностью в результатах торгов (собственников, сотрудников и управленцев компаний-контрагентов). Участники закупки должны будут декларировать в составе заявки на участие отсутствие аффилированности с заказчиками.


«В случае выявления и неурегулирования конфликта интересов контракт подлежит расторжению по основанию несоответствия участника закупки к предъявляемым требованиям»,— сообщили в Минфине


В ведомстве отмечают, что механизм выявления конфликта интересов не отличается от действующих в иных сферах, как и правила подтверждения его отсутствия, например, такие же требования существуют в отношении отсутствия судимости или задолженности по налогам.


Александр Шамрин, первый проректор Высшей школы экономики, отмечает, что проблема аффилированности в закупочной сфере была и остается весьма актуальной. Он считает, что данные меры будут эффективны только в случае полной прозрачности системы госзакупок. Следует отметить, с 2014 года число закупок, данные о которых не публикуются для избежания рисков санкций и т. п., непрерывно растет. Олег Колотилов,партнер компании «Кульков, Колотилов и партнеры» рассказывает, что из-за проблемы аффилированности многие участники рынка отказываются участвовать в закупках из-за отсутствия перспектив, заказчики же ищут подставных участников. «Этот закон проблему не решит. Дело в развитой системе    системе неформальных договоренностей, с которой этот закон ничего сделать не может»,— сетует он.