Государственные заказчики имеют право производить предоплату товаров, работ и услуг — полную или частичную. В этой статье мы рассмотрим условия авансирования контрактов в соответствии с 44-ФЗ.
Общий порядок авансирования
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 44-фз заказчики включают в проект контракта условие о предоплате. Этот документ прикрепляется к уведомлению о тендере, чтобы потенциальные поставщики могли заранее изучить условия сделки.
Сумма платежа устанавливается как процент от стоимости поставки. Если работа выполняется поэтапно, размер платежа рассчитывается отдельно для каждого этапа. Разные размеры аванса для этапов не допускаются. Выплаты также производятся поэтапно.
Государственные заказчики имеют возможность устанавливать различные процентные ставки аванса для отдельных этапов комплексных строительных контрактов (ч. 56 ст. 112 44-ФЗ). Также законодательство позволяет не предоставлять аванс на этапах проектирования и проведения инженерных изысканий или устанавливать его в меньшем размере по сравнению с этапами строительства, реконструкции или капитального ремонта.Выплаты осуществляются поэтапно.
Величина допустимого аванса зависит от типа заказчика и товара, который приобретается. Федеральные заказчики руководствуются правилами, указанными в Постановлении Правительства № 1496 от 09.12.2017, в то время как региональные и муниципальные опираются на нормативы своего региона. Некоторые правила применимы для всех заказчиков.
Правила авансирования для федеральных заказчиков
Основные принципы предоставления аванса федеральным учреждениям включают:
Размер платежа не должен превышать объём финансирования.
Авансирование заключительного этапа исполнения контракта не разрешается, за исключением случаев, когда контракты предусматривают авансирование до 100 % .
Предоставляется возможность выплаты аванса в пределах 30 % при поставке товаров, оказании услуг или выполнении работ, включая строительные (абз. 2 пп. «а» п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017).
Аванс до 70% допустим при финансировании строительных работ, реконструкции и капитального ремонта объектов государственной собственности, если стоимость превышает 600 млн руб.
Авансирование до 100% разрешено для оплаты (пп. «в» п. 18 ПП № 1496 от 09.12.2017):
- телекоммуникационных услуг,
- подписки на периодические издания,
- услуг по повышению квалификации,
- государственной экспертизы проектно-сметной документации,
- инженерных исследований,
- транспортных услуг, грузоперевозок и размещения в гостиницах,
- медицинского лечения за границей (для Минздрава),
- страховых услуг,
- аренды банковских сейфов,
- тушения пожаров.
Федеральным заказчикам не разрешается выплачивать аванс при закупке:
постельных принадлежностей,
ковровых изделий,
отдельных видов одежды,
бумаги для печати,
компьютеров,
радиоприемных устройств,
транспортных средств,
канцелярских принадлежностей,
услуг по техническому обслуживанию автомобилей,
ремонту компьютеров и мебели,
прочих товаров и услуг.
Исключение составляют товары, включенные в реестр российской радиоэлектроники.
Особые условия по выплате аванса для федералов в 2024 году
В 2024 году в рамках контрактов, требующих казначейского сопровождения, устанавливаются авансовые платежи в диапазоне от 30% до 50%. Если контракт не проходит через казначейство и текущего года недостаточно для полной выплаты аванса, оставшуюся сумму разрешается перевести поставщику до 1 февраля следующего года.
Региональные и муниципальные заказчики следуют общим правилам авансирования и местным нормам.
Власти ввели повышенные авансы для строительных контрактов в новых регионах (Постановление № 348 от 06.03.2023), установив максимальный аванс в размере 90%. Особые условия распространяются на ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области при условии, что заказчик получает средства из федерального бюджета.
Компания BidExpert поможет сэкономить ваше время и силы.
Заказать услугу “Сопровождение на торгах” на нашем сайте!