Экспортеры нефти ОПЕК, «Газпром» «Транснефть» — это пример естественной монополии.
Что такое монополия?
Это ситуация, при которой на товарном рынке действует лишь одна организация, то есть отсутствует конкуренция.
Монополию разделяют на естественную и искусcтвенную: естественная монополия — это ситуация на товарном рынке, при которой спрос на различного рода товары, работы или услуги удовлетворяется одной или несколькими компаниями. Например, «РЖД», «Почта России», «Водоканал». Экспортеры нефти ОПЕК, «Газпром» «Транснефть» — это пример естественной монополии.
Искусственная связана со специально создаваемой на рынке ситуацией, при которой конкуренция невозможна, а деятельность осуществляет только одна организация, примеры искусственной монополии: ГУП «Московский метрополитен», «Водоканал». В рамках одного города невозможно построить ещё одно метро или проложить еще один трубопровод и создать конкуренцию.
Выделяют также такой вид как духовная монополизация, пример духовной монополии в России — РПЦ.
Как можно проверить организацию
На сайте Федеральной антимонопольной службы представлены субъекты естественных монополий в виде реестра. В информационной системе на сайте доступен поиск по названию и реквизитам организации.
Вопросы, возникающие в закупках у монополистов
Узнаем, в каких случаях нужно осуществлять закупку у единственного поставщика в соответствии с законом 44-фз, а в каких - проводить торги на заключение контракта.
Наибольшее количество вопросов возникает в закупках в сфере услуг связи
Согласно Федеральному закону № 147-ФЗ общедоступная электрическая, почтовая связь относится к сфере деятельности субъектов ЕМ.
Также, утверждено Постановлением Правительства РФ № 637, что к указанным услугам, расположенным выше, относится передача телеграмм, пересылка письменной корреспонденции, предоставление телефонного соединения в сети фиксированной телефонной связи с целью передачи голосовой информации.