Естественная монополия - что это?

30 Августа

Экспортеры нефти ОПЕК, «Газпром» «Транснефть»  — это пример естественной монополии.


Что такое монополия?


Это ситуация, при которой на товарном рынке действует лишь одна организация, то есть отсутствует конкуренция.


Монополию  разделяют на естественную и искусcтвенную: естественная монополия — это ситуация на товарном рынке, при которой спрос на различного рода товары, работы или услуги удовлетворяется одной или несколькими компаниями. Например, «РЖД», «Почта России», «Водоканал». Экспортеры нефти ОПЕК, «Газпром» «Транснефть»  — это пример естественной монополии.

Искусственная связана со специально создаваемой на рынке ситуацией, при которой конкуренция невозможна, а деятельность осуществляет только одна организация, примеры искусственной монополии: ГУП «Московский метрополитен», «Водоканал». В рамках одного города невозможно построить ещё одно метро или проложить еще один трубопровод и создать конкуренцию.


Выделяют также такой вид как духовная монополизация, пример духовной монополии в России — РПЦ. 


Как можно проверить организацию 


На сайте Федеральной антимонопольной службы представлены субъекты естественных монополий в виде реестра. В информационной системе на сайте доступен поиск по названию и реквизитам организации.


Вопросы, возникающие  в закупках у монополистов 


Узнаем, в каких случаях нужно осуществлять закупку у единственного поставщика в соответствии с законом 44-фз, а в каких - проводить торги на заключение контракта. 

Наибольшее количество вопросов возникает в закупках в сфере услуг связи


Согласно Федеральному закону № 147-ФЗ общедоступная электрическая, почтовая связь относится к сфере деятельности субъектов ЕМ.

Также, утверждено Постановлением Правительства РФ № 637, что к указанным услугам, расположенным выше, относится передача телеграмм, пересылка письменной корреспонденции, предоставление телефонного соединения в сети фиксированной телефонной связи с целью передачи голосовой информации.