Изменения в 44-ФЗ в связи с коронавирусом:
продлили сроки действия отдельных контрактов;
разрешили проводить закупки у единственного поставщика;
COVID-19 признали обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором);
увеличили лимиты для закупок малого объема;
изменили правила работы с гарантийными обязательствами;
отменили проверки;
перешли на дистанционное рассмотрение жалоб;
разрешили менять существенные условия контракта;
списывают неустойку.
Продление сроков исполнения контрактов
Согласно Распоряжению №2812-р от 29.10.2020, утверждающее перечень госконтрактов, по которым допускается изменение сроков действия, или госконтрактов, по которым допускается изменение сроков окончания работ (этапов). В постановлении уточняют, что эти меры введены из-за обстановки с распространением второй волны коронавирусной инфекции в России.
В табличной форме правительство утвердило список госконтрактов, в которых разрешили изменять срок действия, и работ, которые в них заложены.
Переход на дистанционный формат
ФАС вновь перешла преимущественно на дистанционный формат работы с 19.10.2020 с использованием программ видеосвязи. Ссылку на инструкцию и приглашение (гиперссылку) для участия в видеоконференции отправляют участникам заседания заранее на email. Чтобы принять участие в конференции, заявителю или ответчику требуется перейти по ссылке в назначенное время. Некоторую работу комиссии могут временно отложить «с учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения закупок в связи с коронавирусом».
Добавлена возможность менять объем авансирования, цену и срок исполнения
В период пандемии, в законе о контрактной системе появилась ч. 65 ст. 112, в которой закрепили правило о том, что государственные заказчики и исполнители проходят процедуру изменения сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом в 2020 году, если достигли согласия.
Эту часть 44-ФЗ применяют и для правки стоимости госконтракта, в т.ч. единицы товара, работы, услуги (ТРУ);
Разрешено ли в связи с коронавирусом уменьшить сумму контракта по 44-ФЗ?
Да, если при исполнении обязательств появились определенные условия, которые не зависят от сторон и приводят к неисполнению из-за распространения коронавирусной инфекции.
При этом, это не все условия: когда меняют цену, законодатель предусмотрел возможность для правительства утверждать и иные основания, однако пока таких решений не принимали.
Часть 65 статьи 112 44-ФЗ в 2020 году используют и для корректировки объемов авансирования (если оно предусмотрено в госконтракте). Главное юридическое основание для продления сроков контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом, изменения стоимости госконтракта, в т.ч. единицы ТРУ, — обоснование в письменной форме. Оно принимается после акта правительства для госзакупок федерального уровня, высшего регионального исполнительного органа для госзакупок на уровне субъекта или местной администрации, при закупках для обеспечения муниципальных нужд.
В условиях коронавируса в госзакупках для заказчиков есть возможность увеличения в 2020 году предельного объема авансирования. Немаловажно, что если в контракте условия о последующем авансировании, которые указаны в Постановлении Правительства №1496 от 09.12.2017, не предусмотрели, то в такой госконтракт стороны вправе внести корректировки и увеличить объем авансирования. Подтверждать факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме ранее уплаченного аванса не нужно. Объем этих авансовых платежей по умолчанию не больше 50% цены госконтракта и лимитов бюджетных обязательств, которые доведены для заказчика на год.
Иные предельные показатели для авансов могут указывать в федеральных законах, указах президента или иных НПА правительства. Если в госконтракт вносят изменения, то дополнительное соглашение — основание для внесения корректировок в принятое на учет бюджетное обязательство, возникшее на основании госконтракта.
Добавили основания для закупок у единственного поставщика
С 10 мая действует Постановление Правительства №647 от 08.05.2020, в котором определены новые случаи и порядок закупок у единственного поставщика до конца 2020 года. Этим же документом кабмин урегулировал правила исчисления сроков для закупок в нерабочие дни.
Списание неустойки
27.04.2020 вступило в силу Постановление Правительства №591 от 26.04.2020. С этой даты оно регулирует порядок списание пени по 44-ФЗ из-за коронавируса за просрочку исполнения обязательств по контрактам за 2020 год. Согласно новым правилам, поставщиков освобождают от уплаты штрафов за ненадлежащее выполнение и невыполнение условий госконтракта.
Увеличили лимиты для закупок малого объема, перенесли изменения в ФЗ-44, изменили размер обеспечения
На официальном сайте 14.04.2020 Минфин анонсировал изменения в контрактном законодательстве. А 24.04.2020 уже опубликовали Федеральный закон №124 от 24.04.2020 об изменении отдельных законов по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением инфекции.
Также внесли изменения в закупки в связи с коронавирусом для отдельных видов юридических лиц по 223-ФЗ:
Ввели новое основание для закрытой конкурентной закупки — закупка в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. Сведения о них не размещаются в ЕИС.
Внесли изменения в правила для обеспечения гарантийных обязательств, начисления пени и отменили процедуры
Внесены такие изменения в закупки по 44-ФЗ:
Госзаказчикам позволили до 31.12.2020 не требовать от СМП обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства.
Обязали рассчитывать пени, исходя из цены этапа, за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Раньше вне зависимости от стоимости этапа пени считали, исходя из цены контракта, за вычетом исполненных обязательств.
Не забудьте поправить проекты контрактов! Распространились случаи, когда участник закупки не обеспечивает исполнение контракта, на обеспечение гарантийных обязательств.
Уточнили основание закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Отменили ст. 80–82 44-ФЗ о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе и особенностях котировок на оказание гуманитарной помощи или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Разрешили закупать у единственного поставщика
Разрешили проводить тендеры из-за коронавируса у единственного поставщика, но только те, которые используются для профилактики,предупреждения или ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции.
Коронавирус признали обстоятельством непреодолимой силы
В письмах и ФАС, и Минфин признали коронавирус форс-мажором при госзакупках. Они указали, что распространение коронавируса — обстоятельство непреодолимой силы. Соответственно, участники освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.