Изменения в госзакупках из-за Коронавируса

19 Сентября

Изменения в 44-ФЗ в связи с коронавирусом:

  • продлили сроки действия отдельных контрактов; 

  • разрешили проводить закупки у единственного поставщика; 

  • COVID-19 признали обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором); 

  • увеличили лимиты для закупок малого объема; 

  • изменили правила работы с гарантийными обязательствами; 

  • отменили проверки; 

  • перешли на дистанционное рассмотрение жалоб; 

  • разрешили менять существенные условия контракта; 

  • списывают неустойку. 



Продление сроков исполнения контрактов 


Согласно Распоряжению №2812-р от 29.10.2020, утверждающее перечень госконтрактов, по которым допускается изменение сроков действия, или госконтрактов, по которым допускается изменение сроков окончания работ (этапов). В постановлении уточняют, что эти меры введены из-за обстановки с распространением второй волны коронавирусной инфекции в России. 

В табличной форме правительство утвердило список госконтрактов, в которых разрешили изменять срок действия, и работ, которые в них заложены.



Переход на дистанционный формат 


ФАС вновь перешла преимущественно на дистанционный формат работы с  19.10.2020 с использованием программ видеосвязи. Ссылку на инструкцию и приглашение (гиперссылку) для участия в видеоконференции отправляют участникам заседания заранее на email. Чтобы принять участие в конференции, заявителю или ответчику требуется перейти по ссылке в назначенное время. Некоторую работу комиссии могут временно отложить «с учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения закупок в связи с коронавирусом». 


Добавлена возможность менять объем авансирования, цену и срок исполнения

 

В период  пандемии, в законе о контрактной системе появилась ч. 65 ст. 112, в которой закрепили правило о том, что государственные заказчики и исполнители проходят процедуру изменения сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом в 2020 году, если достигли согласия. 

Эту часть 44-ФЗ применяют и для правки стоимости госконтракта, в т.ч. единицы товара, работы, услуги (ТРУ); 

Разрешено ли в связи с коронавирусом уменьшить сумму контракта по 44-ФЗ?

Да, если при исполнении обязательств появились определенные условия, которые не зависят от сторон и приводят к неисполнению из-за распространения  коронавирусной инфекции. 

При этом, это не все условия: когда меняют цену, законодатель предусмотрел возможность для правительства утверждать и иные основания, однако  пока таких решений не принимали. 

Часть 65 статьи 112 44-ФЗ в 2020 году используют и для корректировки объемов авансирования (если оно предусмотрено в госконтракте). Главное  юридическое основание для продления сроков контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом, изменения стоимости госконтракта, в т.ч. единицы ТРУ, — обоснование в письменной форме. Оно принимается после акта правительства для госзакупок федерального уровня, высшего регионального исполнительного органа для госзакупок на уровне субъекта или местной администрации, при закупках для обеспечения муниципальных нужд. 


В условиях коронавируса в госзакупках для заказчиков есть возможность увеличения в 2020 году предельного объема авансирования. Немаловажно, что если в контракте условия о последующем авансировании, которые указаны в Постановлении Правительства №1496 от 09.12.2017, не предусмотрели, то в такой госконтракт стороны вправе внести корректировки и увеличить объем авансирования. Подтверждать факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме ранее уплаченного аванса не нужно. Объем этих авансовых платежей по умолчанию не больше 50% цены госконтракта и лимитов бюджетных обязательств, которые доведены для заказчика на год. 


Иные предельные показатели для авансов могут указывать в федеральных законах, указах президента или иных НПА правительства. Если в госконтракт вносят изменения, то дополнительное соглашение — основание для внесения корректировок в принятое на учет бюджетное обязательство, возникшее на основании госконтракта. 



Добавили основания  для закупок у единственного поставщика


С 10 мая действует Постановление Правительства №647 от 08.05.2020, в котором определены новые случаи и порядок закупок у единственного поставщика до конца 2020 года. Этим же документом кабмин урегулировал правила исчисления сроков для закупок в нерабочие дни. 


Списание неустойки


27.04.2020 вступило в силу Постановление Правительства №591 от 26.04.2020. С этой даты оно регулирует порядок списание пени по 44-ФЗ из-за коронавируса за просрочку исполнения обязательств по контрактам за 2020 год. Согласно новым правилам, поставщиков освобождают  от уплаты штрафов за ненадлежащее выполнение и невыполнение условий госконтракта. 



Увеличили лимиты для закупок малого объема, перенесли изменения в ФЗ-44, изменили размер обеспечения


На официальном сайте 14.04.2020 Минфин анонсировал изменения в контрактном законодательстве. А  24.04.2020 уже опубликовали Федеральный закон №124 от 24.04.2020 об изменении отдельных законов по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением инфекции. 


Также внесли изменения в закупки в связи с коронавирусом для отдельных видов юридических лиц по 223-ФЗ

Ввели новое основание для закрытой конкурентной закупки — закупка в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. Сведения о них не размещаются в ЕИС.



Внесли изменения в правила для обеспечения гарантийных обязательств, начисления пени и отменили процедуры


Внесены такие изменения в закупки по 44-ФЗ

  • Госзаказчикам позволили до 31.12.2020 не требовать от СМП обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства. 

  • Обязали рассчитывать пени, исходя из цены этапа, за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Раньше вне зависимости от стоимости этапа пени считали, исходя из цены контракта, за вычетом исполненных обязательств. 

  • Не забудьте поправить проекты контрактов! Распространились случаи, когда участник закупки не обеспечивает исполнение контракта, на обеспечение гарантийных обязательств. 

  • Уточнили основание закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. 

  • Отменили ст. 80–82 44-ФЗ о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе и особенностях котировок на оказание гуманитарной помощи или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.



Разрешили закупать у единственного поставщика


Разрешили проводить тендеры из-за коронавируса у единственного поставщика, но только те, которые используются для профилактики,предупреждения или ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции.



Коронавирус признали обстоятельством непреодолимой силы 


В  письмах и ФАС, и Минфин признали коронавирус форс-мажором при госзакупках. Они указали, что распространение коронавируса — обстоятельство непреодолимой силы. Соответственно, участники освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.