Способы закупок

18 Декабря 2023
Обновлено 10 Января
8 минут
1184 просмотров
Для решения задач отдела «закупок» сегодня существует много видов закупочных процедур и дополнительных элементов. Базовые способы закупки – это аукцион и конкурс, все остальные процедуры – производные от базовых. Аукцион и конкурс являются торгами в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Помимо торгов, существуют иные способы закупки: запрос цен (запрос котировок цен), запрос предложений, редукцион, запрос договора оферты, конкурентные переговоры и другие. В данной статье мы рассмотрим самые популярные способы закупок, а также разберем некоторые нюансы. 

 Аукцион 

Для начала стоит рассмотреть способ, получивший свою популярность 94-Федеральному закону, Аукцион. Для государственных и муниципальных заказчиков порядок и условия его проведения регламентировались 94-ФЗ. После отмены 94 ФЗ в 2014 году Заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ, самостоятельно определяют в Положении о закупке случаи и порядок проведения аукциона. Аукцион — продажа или покупка товаров и услуг, когда покупатели конкурируют между собой по цене. Проходит по заранее определённым правилам. Простыми словами, это публичные торги. Процесс, во время которого цену на товар определяют на конкурентной основе — выигрывает тот, кто предложит наилучшую цену. Существует два основных типа аукционов. Аукцион на повышение, прямой, это вид торгов, во время которых сначала оглашают минимальную цену за лот, а затем участники пошагово повышают эту сумму, пока не останется один претендент с самой высокой ценой. Это самый популярный вид аукциона. Аукцион на понижение, или обратный. Сначала ведущий аукциона оглашает цену на лот (часто выше рыночной), а затем постепенно снижает её — шаг за шагом. Торги заканчиваются, когда появляется участник, готовый заплатить объявленную цену. Таким образом обычно продают скоропортящиеся товары оптом, например — цветы. Также с помощью данного аукциона часто реализуют имущество обанкротившихся предприятий. Также аукционы бывают открытыми или закрытыми. В открытом аукционе принимают участие все желающие. При этом в процессе торгов они видят ставки друг друга. Организаторы закрытого аукциона могут ограничивать число участников. К тому же претенденты на покупку сообщают размер своей ставки непосредственно ведущему аукциона, другие участники её не знают. 

 Редукцион

Редукцион – разновидность аукциона на понижения, технически он проводится аналогично аукциону. Победитель которого определяется по средствам предложения заказчику товара или услуги по самой низкой цене. При проведении редукциона заказчик устанавливает начальную цену на продукцию или услуги, которые хочет приобрести. В свою очередь продавцы делают ему свои предложения. Победителем редукциона становится участник, предложивший наименьшую цену. То есть если на обычном аукционе побеждает тот, кто сделает самую высокую ставку, то на обратном аукционе — тот, кто согласится на наименьшее предложение. Редукцион как правило используют крупные компании и государственные учреждения для проведения конкурентных закупок сырья, товаров и услуг — то есть для выбора одного поставщика из нескольких. Отличие редукциона от обратного аукциона в том, что: обратный аукцион — это аукцион продавца, который стремится получить максимум за свой товар. А редукцион — это аукцион покупателей, которые соревнуются друг с другом, чтобы в итоге продавец мог купить их товар по минимальной цене.

 Конкурс 

Ещё один способ закупочных процедур который чаще всего проводится, если имеется необходимость установить не только цену, но и другие характеристики товара, услуг или квалифицированных качеств исполнителя. Победителем в конкурсе становится участник, предложивший лучшие условия исполнения договора. Проведение конкурса регламентируется положениями о закупках в соответствии с 223 ФЗ и положениями Гражданского Кодекса РФ. При проведении конкурса можно выделить несколько этапов: объявление процедуры, подача заявок, рассмотрение и оценка заявок, подведение итогов. Заказчик может провести процедуры рассмотрения и оценки заявок в один день и даже на одном заседании комиссии. Для участия, участники подают заявки с ценовым предложением и характеристиками исполнителя договора и предмета закупки в соответствии с конкурсной документацией. Организатор, рассматривает и оценивает заявки участников на основании нескольких критериев, каждый из которых может иметь свой коэффициент значимости и систему начисления баллов. Заказчики, которые проводят закупки по 223-ФЗ, обязаны указывать в конкурсной документации порядок и критерии оценки. Самыми значимыми как правило, критериями оценки являются следующие: цена, срок поставки, срок гарантии, объем гарантийных обязательств, квалификация участника, функциональные и качественные характеристики товара. Победителем становится участник, который набрал наибольшее количество баллов по результатам оценки заявок. В соответствии с ГК РФ после завершения процедуры организатор обязан заключить договор с победителем конкурса. 

 Запрос цен или запрос котировок 

Данный способ закупок преследует такую же цель, как и аукцион получить самое низкое ценовое предложение. Однако запрос цен или котировок не является торгами. Особенность заключается в том, что, в документации может быть указано право заказчика отказаться от проведения процедуры закупки на любом этапе, а также право отказа заключения договора с победителем уже завершённой процедуры. Данный способ закупки является наиболее простым и чаще всего используется для закупки более простых, несложных и дешевых товаров. Деятельность осуществления запроса цен, осуществляется в соответствии 223 Федеральным Законом и регламентируются положениями о закупках, в рамках которых Заказчик может устанавливать этап приема заявок свободно. Электронный запрос цен обеспечивает высокий уровень конкуренции и подходит заказчикам по 223-ФЗ для закупки товаров, работ, услуг. Победителем признается допущенный участник, указавший наименьшую цену в заявке. 

 Запрос предложений 

Очередной способ закупок имеющий общие черты с конкурсом, не является торгами. Запрос предложений удобно использовать в случае, когда в короткое время нужно закупить товары, работы и услуги со сложными характеристиками - информационные, консультационные, юридические услуги, инновационную продукцию и т.п. - но отсутствует время, необходимое для проведения конкурса. Победителем в запросе предложений становится участник, предложивший наилучшие условия исполнения обязательств по договору. За заказчиком сохраняется право отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до заключения договора, а также право отказаться от заключения договора с победителем завершенной процедуры. Длительность этапа приема заявок устанавливается свободно, для закупок по 223-ФЗ регламентируется Положением о закупке и чаще всего составляет 10 календарных дней. Как и при проведении конкурса, организатор оценивает поданные заявки на основании определённых критериев в соответствии с установленным порядком оценки. Участник, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем. Запрос предложений может быть проведен в электронной форме на ЭТП. При этом сроки этапов процедуры и критерии оценки в электронном запросе предложений заказчик устанавливает на ЭТП самостоятельно. 

 Закупка у единственного поставщика 

Закупка у единственного поставщика способ закупки, не являющийся торгами. Исходя из законодательства: ст. 24 часть 1 ФЗ 44 - способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика Важно отметить что выбор поставщика является правом, а не обязанностью заказчика за исключением случаев, предусмотренных в Федеральном Законе номер 44 закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах. Область применения способа закупки у единственного поставщика определяется так же законом, а именно: ч.1 ст. 94 44 ФЗ. Там содержится более 50 видов работ и услуг. Самыми популярными является: осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, закупка на сумму, не превышающую 600 тыс. руб., или малая электронная закупка товара на сумму, не превышающую 3 млн руб. закупка товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия. Важно отметить об обязанности Уведомление контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком Заказчик должен направить уведомление, если был заключен контракт с единственным поставщиком по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. К нему должна прилагаться копия контракта и обоснование его заключения. Не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта такое уведомление направляется в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Оцените публикацию:
(оценок - 3, среднее: 4.8 из 5)

Остались вопросы?

Оставьте свои данные, и в ближайшее время с Вами свяжется специалист
Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Чекбокс