Недавно мы завершили цикл статей 44-ФЗ доступным языком. Поэтому мы решили продолжить объяснять законы, написанные сложным языком, в более простой форме:)
В этой статье мы рассмотрим основные положения закона 223-ФЗ и выделим важные моменты для заказчиков и поставщиков.
Кто может быть заказчиком?
Законом утверждены правила закупок для определенных заказчиков, то есть отдельных видов юридических лиц.
Это могут быть:
госкомпании с долей участия государства больше 50%, их дочерние компании и внучатые компании;
организации, которые занимаются энергетикой, тепло-, газо-, и водоснабжение и др.;
бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если закупаются за счет грантов, средств субподряда, пожертвований, или тратят самостоятельно заработанные деньги;
ФГУПы, имеющие важное значение для безопасности России и обеспечения прав ее граждан (перечень устанавливает Правительство);
компании, реализующие проекты дороже 500 млн рублей с господдержкой инвестиционные;
Каждый заказчик утверждает свое положение о закупке. Положение основано на принципах закона, но содержит нормы, которые не установлены 223-ФЗ. Например, заказчик может не заключать контракт, если прописал это право в положении о закупке.
Заказчики должны следовать таким принципам как: прозрачность и открытость закупок, равноправие и неизменяемые требования к участникам,эффективное расходование денег, развитие конкуренции среди участников.
Кто может быть поставщиком?
Поставщиками могут быть любые юридические или физические лица, а также индивидуальные предприниматели и самозанятые. На стороне одного участника могут выступить несколько юридических или физических лиц.
Заказчики определяют требования к участникам и указывают их в положении о закупке и документации о каждой конкретной закупке. Заказчик может проводить предквалификационный отбор. Это помогает отсеять участников без опыта или предостеречься от закупки некачественных работ или услуг. Однако заказчик не имеет права своими требованиями ограничивать конкуренцию.
ЭТП
Как правило, закупки проходят в электронной форме. Заказчик может выбрать любую электронную торговую площадку (ЭТП). Их больше 150 и у каждой есть свои правила. Поставщикам нужно регистрироваться на каждой ЭТП отдельно, чтобы участвовать в закупках различных заказчиков. В большинстве случаев площадки берут с поставщиков плату за регистрацию или требуют купить абонемент на участие в закупках.
Закупки у МСП проводятся только в электронной форме на 8 основных федеральных площадках госзакупок. Для работы на этих ЭТП обязательна регистрация в Единой информационной системе (ЕИС).
На федеральных ЭТП малый и средний бизнес работает бесплатно. Победитель платит 1% от начальной максимальной цены контракта, однако, не больше 2000 руб.
Оператор ЭТП обеспечивает:
непрерывную работу площадки и надежность ПО;
обмен электронными документами между заказчиком и поставщиками, неизменность подписанных электронных документов;
равный доступ участников к закупкам и конфиденциальность содержания их заявок.
Для регистрации и обмена электронными документами участникам нужна электронная подпись (ЭП).
Заказать электронную подпись можно на нашем сайте
Каждая конкретная площадка определяет требования к сертификатам ЭП поставщиков. Это может быть квалифицированная электронная подпись (КЭП) — для работы на восьми федеральных площадках госзакупок. Или же КЭП со специальным расширением для определенной площадки.
Какие существуют преимущества по 223-ФЗ для заказчиков
Закон 223-ФЗ предоставляет заказчикам больше свободы, чем 44-ФЗ. Они могут выбирать удобный для себя способ закупки и оперативнее менять план закупок. Заказчики сами устанавливают сроки закупок по неконкурентным способам и обосновывают закупки у единственного поставщика. Строгие правила для них действуют только в закупках у МСП (малого и среднего бизнеса).
Какие существуют преимущества по 223-ФЗ для поставщиков
Закон дает некоторые преимущества отдельным участникам. Для поставщиков российских товаров и поставщиков продукции, включенной в специальные реестры, — это приоритет при рассмотрении заявок (согласно Постановлениям Правительства РФ №925 и № 2013).
Для малого бизнеса и самозанятых — это сроки оплаты и фиксированные размеры обеспечения контрактов.
Для малого и среднего бизнеса — это преференции и льготы .
В 2021 году минимум 20% всех закупок заказчики обязаны были провести у малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2022 году этот объем увеличился до 25 %.
Компании, в уставных капиталах которых доля государства меньше 50%, не попадают под действие 223-ФЗ.
223-ФЗ не регулирует:
куплю-продажу ценных бумаг, долей в хозяйственных товариществах, паев в производственных кооперативах;
покупку валюты, драгметаллов и биржевых, товаров;
закупки в области военно-технического сотрудничества;
закупки товаров и услуг по международным договорам;
отбор организаций для бухгалтерского аудита;
обязательные договоры на рынке обращения электрической энергии и мощности;
лизинговые и межбанковские операции «ВЭБ.РФ»;
деятельность владельцев облигаций;
банковское сопровождение государственных оборонных заказов;
закупки заказчика у взаимозависимых с ним юридических лиц;
закупки зарегистрированных за рубежом юридических лиц для целей иностранных государств;
отбор субъектов оценочной деятельности;
совместную деятельность по договору инвестиционного товарищества;
закупки услуг по договорам синдицированного кредита;
инженерные и строительные работы, которые курирует публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства».
Юридические основания
Заказчик утверждает свое положение о закупке, опираясь на Конституцию и Гражданский кодекс Российской Федерации. Некоторые заказчики, такие как учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий имеют право утвердить типовое положение о закупке.