Содержание:
Электронные подписи - это персональные подписи в диджитал форме, которые могут применяться для утверждения документов. Федеральный закон № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года выделяет три основных типа подписей: простая, неквалифицированная и квалифицированная. Эти электронные подписи имеют разную степень безопасности и юридической значимости и используются в разных случаях. Заверять документы компании могут не только руководитель организации, но и работники.
Типы электронных подписей, требуемых для работников
Существует три типа электронных подписей: простая, неквалифицированная и квалифицированная. Любой работник организации должен получить квалифицированную электронную подпись или КЭП.
Простая
Неквалифицированная
Квалифицированная
Электронная подпись представителя предприятия
Чтобы разобраться, как работает электронная подпись и можно ли электронную её передавать, нужно знать из чего она состоит.
ЭП включает в себя три элемента:
- Закрытый ключ — длинный комплекс знаков, который собственник формирует самолично с помощью средств криптографической защиты информации. Эта часть подписи доступна только владельцу
- Открытый ключ — тоже комплекс знаков, как и закрытый ключ, но характеризуется тем, что информация из него доступна для всех
- Сертификат — документ, в котором хранятся данные открытого ключа, владельца и другие особенности
Файлы разрешается внести на диск: флешку, токен или на компьютер. После этого, с помощью закрытого ключа владелец подписывает документы. Ответственность за доступ к закрытому ключу ЭП несет владелец. Это показано в 63-ФЗ « Об электронной подписи» (п.1 ч.1 ст.10 63-ФЗ).
Как мошенники могут присвоить ЭЦП?
Конкретно из-за предоставления закрытого ключа другим людям часто происходят обманные случаи с подписями. Преступники могут присвоить электронную подпись несколькими способами:
- Украсть носитель с закрытым ключом
- Обнаружить, забытый владельцем в общественном месте, носитель с подписью
- Предприятие может забыть отозвать подпись отстраненного лица.
Существует несколько способов защиты сотрудников, один из которых - выдача им сертификата. Исходя из этого, сотрудник становится официальным лицом предприятия и работает от имени корпорации с личной ЭП. Он может подписывать отчеты, участвовать в тендерах и закупках, регистрироваться в онлайн-реестрах и многое другое.
Как обеспечить сотрудников электронными подписями?
С 1 сентября прошлого года УЦ больше не будут делать сотрудникам сертификаты с корпоративными реквизитами, только с персональными. Этот сертификат можно получить в уполномоченном УЦ.
Как получить:
- Обратитесь в точку обслуживания и подайте заявку.
- После подтверждения заявки оплатите счет.
- Соберите пакет документов, загрузите отсканированные копии в личный кабинет и проверьте данные онлайн
- Принесите оригиналы документов и заберите сертификат в сервисном центре. - Получить свидетельство может только будущий собственник (статья 18, пункт 1, 63-ФЗ).
Помимо электронной подписи, от сотрудника требуется машиночитаемая доверенность. Эта доверенность подтверждает, что руководство разрешает сотруднику подписывать документы от имени высшего руководства.
Как сотрудники должны использовать электронные подписи?
До 1 сентября 2024 года сотрудники могут использовать два вида ЭП:
- Для юридического лица: имя собственника и реквизиты предприятия, от имени которой работник подписывает документ; после 1 сентября 2024 года ЭП исчезнет из документооборота.
- Для физических лиц: данные об организации не указываются (63-ФЗ §§ 17.2, 17.3, п. 2). Такая подпись именуется "электронной подписью физического лица" и действует вместе с машиночитаемой доверенностью.
Вопросы-ответы
Что такое сертификат ЭП?
Для того чтобы с помощью ЭЦП выполнить какое-либо действие, необходимо получить в УЦ сертификат цифровой подписи. Это сертификат, подтверждающий, что ЭЦП принадлежит конкретному лицу. Заказать такой сертификат можно в БидЭксперт.
Вы способны создать ЭЦП за 1 день?
Разумеется. Вы можете заказать срочное создание ЭЦП. Стоит упомянуть:за срочные услуги взимается повышенная плата.
Кому выдают сертификат электронной подписи?
Получить сертификат КЭП может любой желающий. Однако следует четко указать должность заявителя в офисе.
Мне обязательно посещать удостоверяющий центр для получения ЭП?
Это не так. Вы можете подать полный комплект документов дистанционно,например в сервисе БидЭксперт, оплатить услугу онлайн и получить свою ЭЦП с курьером.
Я хочу получить ЭЦП для присутствия в государственных аукционах. Она будет действовать на всех торговых площадках?
Данная ЭЦП для тендеров действует на всех федеральных ЭТП, включая Сбербанк-АСТ,ЗаказРФ и десятки коммерческих ЭТП.