В 5 части мы расскажем простым языком о комиссии по закупкам, экспертах для приемки товаров и о контрактной службе заказчика.
Комиссия по закупкам
Заказчик создает комиссию во всех видах закупок, кроме закупок у единственного поставщика. Можно создать:
Единую комиссию для закупок любым способом.
Отдельные комиссии для разных процедур: аукционные,конкурсные,котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.
Состав комиссии
Единая, аукционная,конкурсная или комиссия состоит не меньше чем из пяти человек. В комиссии по рассмотрению заявок на котировки, в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не меньше трех человек.
Заказчик включает в состав комиссии сотрудников, прошедших повышение квалификации в сфере закупок или профессиональную переподготовку, а также тех, у кого есть специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Заменить члена комиссии можно только по решению заказчика, который принял решение создать комиссию.
До начала закупки определяют состав комиссии, порядок работы и назначают ее председателя. Комиссия работает, если на заседание пришло не меньше 50% ее состава. Члены комиссии не могут делегировать полномочия или голосовать заочно.
Членами комиссии не могут быть люди:
которых привлекали как экспертов для оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе в ходе предквалификационного отбора и оценки участников конкурса дополнительным требованиям,
состоящие в штате организаций-поставщиков или подавшие заявку на участие в закупке,
на которых могут повлиять участники закупки (например, акционеры, кредиторы поставщиков, или члены органов управления организаций-поставщиков),
состоящие в браке с поставщиком или его близкие родственники.
Если в составе комиссии обнаружат таких людей, их заменяют другими, которые не заинтересованы в результатах закупки.
Контрактная служба
Если > 100 млн руб.
иметь контрактную службу обязательно.
Если < 100 млн руб.
можно обойтись контрактным управляющим.
Контрактная служба разрабатывает и утверждает собственное положение о работе на основании типового положения, предложенного Минэкономразвития.
Работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование.
Чем занимается контрактная служба:
Разрабатывает, изменяет и публикует в ЕИС план-график и план закупок.
Готовит и публикует в ЕИС документы закупки, извещения о закупках, проекты контрактов.
Готовит и отправляет приглашения на участие в закрытых закупках.
Проводит закупки и заключает контракты.
Участвует в заседаниях ФАС и в арбитражных делах об обжаловании закупки.
Готовит материалы для претензионно-исковой работы.
Организует консультации с поставщиками на стадии планирования закупки, чтобы определять лучшие технологии и решения для закупок.
Выполняет другие функции, предусмотренные законом.
Контрактный управляющий, при централизации закупок, отвечает только за те действия, которые не переданы организации, которая проводит закупки заказчика.
Специализированная организация
Заказчик может нанять специализированную организацию (далее — СО), которая возьмет на себя отдельные задачи по организации закупок. Но есть функции, которые может выполнять только заказчик:
создание комиссии по закупкам,
определение предмета и существенных условий контракта, НМЦ контракта,
утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе,
подписание контракта.
Заказчик несет ответственность за работу СО, а именно за ущерб, причиненный поставщикам. Специализированная организация не может быть участником закупки.
Эксперты и экспертные организации
Для составления техзадания и приемки товара заказчики привлекают экспертов или экспертные организации (далее — эксперты). Экспертами не могут быть:
должностные лица,работники которые работали на стороне заказчика последние два года,
люди, которые заинтересованы в заключении контракта,
близкие родственники заказчика или состоящие с ними в браке,
юр лица, в которых заказчик или поставщик распоряжаются > 25% общего количества голосов, голосующих акций, вкладов или долей, составляющих уставный или складочный капитал,
физические или юридические лица, на решение которых могут повлиять поставщик или заказчик.
Эксперты имеют право запрашивать у заказчика или поставщика дополнительные материалы, относящиеся к закупке. Если для проведения экспертизы необходимы исследования или испытания, для которых получают аккредитацию, проходят лицензирование или получают членство в СРО, то эксперты должны их иметь. Для приемки закупок по гособоронзаказу 275-ФЗ предъявляет дополнительные требования к экспертам.
Эксперты письменно подтверждают, что имеют право участвовать в проведении экспертизы. В противном случае заказчик должен привлечь к проведению экспертизы организацию или другого эксперта.
Если эксперт предоставляет недостоверные, заведомо ложные результаты экспертизы или не выполняет требования, которые к нему предъявляют, он несет за это ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Читать далее: